Предстоящие реформы в сфере ОСАГО вызывают немало споров среди участников рынка. Несмотря на то, что сегодняшнюю ситуацию многие называют критической, особых вариантов для ее решения пока не наблюдается. Судя по реакции общества, теперешним положением недовольны все и страховые компании, и владельцы автомобилей. Первые жалуются на убыточность бизнеса, вторые на недобросовестных страховщиков и мизерные суммы выплат. И если с последними многие согласятся, то сетования СК большинство граждан воспринимают критически. И это не удивительно.
Учитывая официальную статистику, согласно которой размеры премий СК ежегодно растут, жалобы страховых компаний выглядят неуместно. Хотя сами страховщики эти данные отрицают. По их собственной статистике, реальная прибыль от «автогражданки» за восемь лет работы составила всего 21,3 миллиарда рублей. И это на все сто две компании, которые входят в «Российский Союз Автостраховщиков». Выраженная в процентном соотношении прибыль находится намного ниже 5,0%- го потолка, которым, согласно законодательству, ограничена прибыльность «автогражданки». Поэтому страховые компании находят веские причины для обоснования повышения тарифов ОСАГО.
Недавно РСА предоставил расчеты независимого актуарного центра, которые подтверждают, что полисы ОСАГО должны стоить на 70,8 % дороже. Если учесть все нюансы, которые затронут финансовую сторону ОСАГО при введении новых поправок, то базовая стоимость страховки должна составлять около трех с половиной тысяч рублей. В противном случае, по словам страховщиков, они попросту разорятся и начнут прикрывать свой бизнес в сфере «автогражданки». Учитывая ежегодный рост рынка ОСАГО, эти заявления выглядят довольно странно. При настоящих ценах, у компаний часто не оказывается бланков полиса ОСАГО, а КАСКО - пожалуйста. При появлении Е-ОСАГО, тоже порой без определенных трудностей свою ответственность не застраховать (читайте статью "Е-ОСАГО: Квест с препятствиями") - происходит редирект на сторонние ресурсы, якобы зависание сервера и прочие недоразумения.
А если посмотреть на опыт Германии, то можно сказать, что российские страховщики живут небедно. Судя по статистике, немецкие компании, работающие в сфере MTPL (аналог российского ОСАГО) практически всегда балансируют на грани минимальной прибыли. К примеру, в 2011-м году страховщики из Германии реализовали полисов на двенадцать с половиной миллиардов евро, а на выплаты автовладельцам потратили 12, 495 млрд. То есть 99,4 % от этой суммы! И никому из них и в голову ни приходит жаловаться.