На парламентских слушаниях, состоявшихся неделю назад, представители страховой индустрии пытались выяснить, как относится глава Центробанка к «народным» поправкам к закону об ОСАГО. Но вместо Э. Набиуллиной позицию мегарегулятора представил В. Чистюхин (заместитель главы службы ЦБ по финансовому рынку). Несмотря на это, страховые компании не были полностью разочарованы в своих ожиданиях. Они получили поддержку чиновников по одному из наиболее важных для себя вопросов — расширении «безлимитного европротокола».
Что представляет собой данная процедура? Это оформление дорожно-транспортного происшествия без участия Госавтоинспекции. Единственным условием для осуществления процедуры является фото- и видео-фиксация ДТП и отсутствие человеческих жертв. И еще — все участники аварии должны иметь полисы ОСАГО, одинаково оценивать ситуацию и, конечно же, быть трезвыми.
Как известно, сегодня возможность оформления европротокола существует всего в нескольких регионах. И то имеет массу минусов. Например, ее действие распространяется только на легкие аварии (если размер ущерба по «железу» не превышает 25 000 рублей). В преддверии парламентских слушаний Минфин выдвинул предложение расширить количество территорий до семнадцати и убрать имеющийся лимит. Теперь сумма будет значительно выше — 400 000 рублей. Но такая перспектива совершенно не нравится страховщикам. Безусловно, ожидать другой реакции от них и не стоило.
В процессе слушаний страховщики пытались неоднократно поднять тему об убыточности тарифов ОСАГО. Однако представители Минфина и Центробанка довольно прохладно отреагировали на данные заявления. Ведь, как выяснилось, страховщики прекрасно справляются и без помощи правительства. По сообщению И. Смирновой, заместителя начальника УК финансовых рынков ФАС, более двадцати страховых компаний занимаются навязыванием дополнительных услуг. При покупке полиса ОСАГО владельцы автомобилей вынуждены платить им за то, что совершенно не нужно. Но ФАС в этой ситуации практически бессилен. Несмотря на то, что в службу продолжают поступать жалобы автовладельцев, она не может это остановить. Антимонопольное законодательство разрешает ей реагировать только в том случае, когда противоправные действия исходят от страховщика с доминирующим положением на рынке. Все остальные заявления вынуждена рассматривать служба Роспотребназора.