Центробанк собирается пойти на уступки автовладельцам. Чтобы уменьшить давление на страхователей, он готов растянуть процесс увеличения тарифов на несколько лет. По мнению регулятора, это сгладит рост финансовой нагрузки на владельцев транспортных средств. Насколько эффективным будет этот подход, пока неизвестно.
И согласятся ли на него остальные участники рынка, тоже. Ведь, по словам замглавы Центробанка С. Швецова, сегодня страховые компании в нескольких российских регионах несут явные убытки по автогражданке. И хотя ситуация не так страшна, как пытаются представить ее СК, проблемы действительно имеются.
Около десяти областей заявили об убыточности бизнеса в сфере ОСАГО. Страховщики считают, что основной причиной такого положения стали низкие тарифы, которые не менялись на протяжении десяти лет. Запчасти за это время значительно подорожали, инфляция выросла, а ставки как были, так и остались неизменными. Кроме того, ежегодно растут судебные издержки компаний. По словам страховщиков, они вынуждены оплачивать клиентам несуществующий ущерб. Пострадавшие в ДТП немедленно обращаются в суд и СК обязаны отдавать им суммы, которые выше реальной стоимости в 2-2,5 раза. Такая ситуация привела к тому, что страховой бизнес в сфере ОСАГО приносит его владельцам значительные убытки.
Заместитель главы ЦБ вспомнил и о так называемом «отсутствии» полисов в некоторых регионах. Страховщики намеренно вводят клиентов в заблуждение, не желая связываться с ОСАГО. Низкая доходность этого бизнеса вынуждает их предлагать в дополнение к автогражданке и другие услуги. Так ли это на самом деле, судить сложно. Ведь сфера ОСАГО не отличается особой прозрачностью. Но С. Швецов уверяет, что в целом данный сегмент не дает ожидаемой отдачи. Поэтому крупные учреждения постепенно уходят с рынка, а им на смену приходят более мелкие компании. Это создает определенные риски как для самих клиентов СК, так и для страхового фонда. Именно ему придется разбираться с долгами обанкротившихся компаний.