Skip to main content

Причины кризиса на рынке ОСАГО и методы их решения

Российский рынок автострахования переживает не лучшие времена. Эксперты характеризуют ситуацию как критическую, отмечая, что наиболее сложное положение с ОСАГО сложилась в регионах. Причем в проигрыше оказались не только страховые компании, но и владельцы автомобилей. Первые вынуждены уходить с региональных рынков из-за растущих издержек и убыточности, а вторые оказываются заложниками нечестных игроков.

Аналитики считают, что решить ситуацию сможет финансовый мегарегулятор, который обладает необходимыми для этого полномочиями. Безусловно, изменения не будут мгновенными, так как контролирующему органу вместе с участниками рынка придется пройти долгий путь и провести тщательную работу в сфере автогражданки. Одной из причин такой медлительности является относительная «молодость» мегарегулятора. Как известно, российская система регулирования и надзора на финансовых рынках была организована первого сентября 2013-го года. Эта структура, помимо прочего, наделена правом устанавливать тарифный коридор вместо фиксированных расценок. Эксперты уверены, что мегарегулятор имеет обширный потенциал для решения проблемы ОСАГО. Ведь до этого времени тарифы разрабатывались Министерством Финансов России и утверждались государственными постановлениями. Поэтому вопросы решались медленно и неэффективно. Хотя, по словам А. Кинякина, управляющего партнера компании «Akteon Asset Management Ltd», до конца текущего года не следует ждать утверждения новых тарифов, так как новой структуре необходимо время для того, чтобы изучить и проанализировать ситуацию на рынке. Но в дальнейшем мегарегулятор сможет значительно повлиять на развитие сферы ОСАГО.

В чем эксперты видят причину нестабильности рынка ОСАГО?

В первую очередь, это устаревшие тарифы, которые не менялись на протяжении десяти лет. Сегодня они не покрывают издержки страховых компаний. Вторая причина — это отсутствие единой методики оценки ущерба. И, конечно же, немалое влияние на ситуацию оказал уход с рынка мелких страховщиков. В результате сфера ОСАГО оказалась в критическом положении. По словам А. Кинякина, за последний год рост рынка гражданского автострахования составил всего 6,0 %, в то время как за предыдущий период этот показатель был больше более чем в четыре раза. Это действительно удручающая динамика для участников рынка. Поэтому эксперты возлагают надежды на мегарегулятора, который, по их мнению, сможет навести порядок в сфере страхового бизнеса и повысить его уровень.